21
февраль
2021
Педсовет СШ №19
«Роль учителя в реализации
обновлённого содержания образования»
Слайд 1. 21 век – век информационных технологий, век, который вносит свои коррективы в процесс образования школьников. Стратегические ориентиры развития образования определены Президентом Республики Казахстан Н.А. Назарбаевым в Послании народу Казахстана «Нұрлыжол – путь в будущее» и находят свое воплощение в рамках обновления содержания среднего образования Республики Казахстан.
(Слайд 2,3,4- высказывания известных педагогов и…..)
Слайд 5. Глобальный контекст обновления содержания образования
Современный человек за 1 месяц получает и обрабатывает столько же информации, сколько человек XVII века за всю жизнь
Информация в мире удваивается каждые 2 года, что делает невозможным и бесполезным простое ее заучивание
Передовые экономики требуют смены целей образования от «человека знающего» - к «человеку, способному творчески мыслить, действовать, саморазвиваться».
В 80-е годы ХХ века ведущие страны мира начали переход от знаниецентризма к практико-ориентированному образованию
Технологический и информационный 21 век нуждается в нравственно-духовном просвещении детей и молодежи
Слайд 6. Система образования Казахстана и стандарты ОЭСР
№ Показатель В среднем по ОЭСР Казахстан
1. Концепция школьного обучения Во всех странах ОЭСР - компетентностная Знаниевая
2. Структура образования В 23 странах ОЭСР обучаются 12 лет, в 8 -13 лет, 2 - 14 лет 11 лет
3. По результатам PISA 2012 доля учащихся, не достигших 2-го уровня сложности По чтению – 18%, математике – 23%, естествознанию – 17,8% По чтению – 57%, математике – 45%, естествознанию – 42%
4. Децентрализованное управление вузов 24 из 34 стран (70%) Только в Назарбаев Университете
5. Развитая практика эндаумент-фондов в вузах 4 из 34 стран Только в Назарбаев Университете
6. Внедрение подушевого финансирования Во всех странах ОЭСР применяется ПФ Апробация в 63 школах, в 5 областях республики
7. Расходы на образование 2015 г. 5,6% от ВВП 3,6% от ВВП
Слайд 7. Исходя из всего вышесказанного в 2016 году во все общеобразовательные школы Казахстана была внедрена система обновленного содержания образования.
Цель программы:
Развитие навыков поиска, анализа и интерпретации информации соответсвенно возрастным возможностям как основы для эффективной организации индивидуальной и командной работы;
Формирование пропедевтических знаний о человеке, природе и обществе;
Развитие духовно-нравственных ценностей;
Развитие коммуникативных навыков учащихся;
Формирование функциональных навыков обучения: слушать, говорить, читать, писать, логично излагать свои мысли, устанавливать причинно-следственные связи.
Слайд 8. Содержательным отличием обновленных учебных программ является:
– принцип спиральности при проектировании содержания предмета, то есть постепенного наращивания знаний и умений усложнение навыков по темам и по классам);
– иерархия целей обучения по таксономии Блума, основанная на закономерностях познания;
– педагогическое целеполагание на протяжении всего курса обучения, что позволяет максимально учесть внутрипредметные связи;
– наличие «сквозных тем» между предметами как внутри одной образовательной области, так и при реализации межпредметных связей;
– соответствие содержания разделов и предложенных тем запросам времени, акцент на формирование социальных навыков;
– технологизация учебного процесса в форме долгосрочных, среднесрочных и краткосрочных планов.
Слайд 10 . Ключевыми особенностями спиральной образовательной программы на основе работы Брунера являются:
•-ученик пересматривает тему несколько раз в течение всей своей
школьной карьеры;
•-сложность темы возрастает с каждым повторением;
•-новое обучение имеет отношение к старому обучению и рассматривается в контексте со старой информацией.
Преимущества, приписываемые спиральной образовательной программе ее разработчиками:
•-информация повторяется и запоминается каждый раз, когда ученик повторяет предмет;
•-спиральная образовательная программа также позволяет логический переход от упрощенных идей до сложных;
•-ученики могут применять знания к последующим целям курса.
Слайд 11. Основные документы, которыми должен руководствоваться учитель при планировании:
1.Учебная программа
2.ДСП, ССП, КСП
3.Руководство по КО
Ожидаемые результаты обучения конкретизируются в целях обучения по каждому разделу.
Между долгосрочными, среднесрочными и краткосрочными планами существует очень тесная взаимосвязь.
Слайд 12. Реальное внедрение обновления содержания образования во многом зависит от готовности учителя к их воплощению, от качественной подготовки педагогических и управленческих кадров. Одна из главных составляющих обновления образования, без которой немыслимо их успешное внедрение в школу, это подготовка кадров. Учитель – центральная фигура современной школы. Он:
•креативный;
•владеющий современными образовательными технологиями;
•эффективно взаимодействующий с семьями учащихся;
•открытый новшествам;
•мотивированный на работу с детьми;
•способный к личностному и профессиональному развитию. (Вот те качества, которые должны быть у вас, мои уважаемые коллеги, при работе по обновленной программе образования)
Изменения в сфере технологий, коммуникаций и науки предъявляют современные требования и к учителям, которые должны понимать свою роль в процессах обновления содержания образования и обеспечивать внедрение новых методов. В 12-летней школе педагогам новой формации необходимо научить детей думать, развивать личность, способную жить в динамично развивающейся среде. Учитель больше не источник информации, учитель уже не должен стоять и пересказывать репродуктивно материал и требовать того же самого от ученика. Ученик должен постоянно для себя делать как бы маленькие открытия. Это и есть творческий подход к обучению. Главная задача учителя– научить детей учиться. Помочь ребенку стать гармоничноразвитой, конкурентноспособной личностью.
Слайд 13. Я убедилась, что сегодня учитель должен быть не только источником знаний, но и активным участником учебного процесса. Вовлечь каждого ребёнка в процесс обучения, суметь выслушать его, сделать его своим ассистентом, посмотреть глазами ученика на волнующую его проблему – вот задача учителя. Новое время потребовало от учителя владения современными активными технологиями и активного применения их на уроках. Сегодняшний ученик хорошо владеет компьютером, разбирается в технике. А наша задача направить их умения в нужное русло, подсказать, как добыть знания, заинтересовать, добиться, чтобы их глаза загорелись интересом к познанию.
Акцент делается не на полученные знания, а на процесс их применения.
Слайд 14. В современной школе всегда была и остаётся миссия — воспитание и обучение «Будущего страны» и «Будущего нации». Об истинности этих слов, можно судить по одному основному факту: если учитывать, что у ребёнка в стенах школы проходят основные Этапы жизни: детство, отрочество, здесь же он вступает на порог юности. Ещё мы можем утверждать, что он проходит «школу жизни». Сейчас современная школа обновлённая и полиязычная, многофункциональная, конкурентоспособная, благодаря принятой программе перехода казахстанских школ на 12-летнее обучение и начавшегося эксперимента по коренному обновлению стандарта обучения
Учитель должен выступать не как единственный источник знаний, а как организатор активной учебно-познавательной деятельности самих учащихся.
В условиях обновления содержания школьного образования меняются формы и методы организации обучения учебного предмета. Процесс обучения предмета имеет следующие особенности: ученику не даются знания в готовом виде, а знания добываются учащимся самостоятельно, через организованную учителем коллаборативную среду, поисковую деятельность.
Учебный процесс организуется по спиральной системе, где ученик с каждым разом имеет возможность расширить и углубить свои познания. Согласно требованиям PISA большое внимание уделяется пониманию текста и грамотности чтения. Современный урок представляет собой следующее:
1.Открытие истины, поиск истины и ее осмысление.
2.Формирование поведенческих привычек, таких как приветствие, взаимное внимание, доброжелательность, этикет.
3.Свободный урок, признать человека как наивысшую ценность, предоставить свободу для индивидуального развития
4.Создание ситуации успеха, субъективное переживание человеком личных достижений.
5.Полоролевое (гендерное) воспитание.
6.Организация групповой деятельности.
7.7.Благоприятная психологическая атмосфера урока.
Слайд 15. Хорошая школа — это школа педагогического мастерства, которая славится педагогами — мастерами «своего дела» и прекрасными выпускниками. Помните, как говорил Элвин Тоффлер, «безграмотными в 21 веке будут не те, кто не умеет читать и писать, а те, кто не умеет учиться, разучиваться и переучиваться». Отличительными чертами педагога, который стремится достичь мастерства, являются постоянное самосовершенствование, самокритичность, эрудиция и высокая культура труда. Поэтому профессиональный рост учителя невозможен без самообразовательной потребности.
Слайд 16. Сегодня общество предъявляет к учителю высокие требования. В современном мире происходят изменения, которые требуют изменений и от учителя. Поэтому он должен идти в ногу со временем. А для этого учителю надо учиться. У настоящего учителя всегда много вопросов, на которые он ищет ответы и таким образом двигается вперед.
Слайд 17. Настоящий учитель живет своей работой! Невозможно научить кого-то любить, если сам не любишь; невозможно научить кого-то учиться, если сам не учишься, не повышаешь свое мастерство; невозможно научить кого-то открывать в себе таланты, если сам в себе их никогда не искал! Такой человек точно знает, чтобы быть настоящим учителем, необходимо развиваться самому, искать активные формы и методы обучения, идти в ногу со временем.
Слайд 18. Не должна оставаться в стороне и работа по экспертно-консультационному сопровождению, где систематически оказывается поддержка педагогическим и образовательным инициативам, проектам, авторским программам и т. д. Другими словами, это – мероприятия, обеспечивающие, в первую очередь, мотивацию повышения профессионального мастерства педагогов, их активность в педагогической деятельности, стремление к позитивным изменениям в школьном пространстве. За годы существования нашей школы, а это уже около 25 лет, нашими учителями были выпущены 3 авторские программы, которые были признаны лучшими на областном уровне. Думаю, все со мной согласятся, что это очень маленькая часть для такого большого коллектива, и в этом есть вина (в первую очередь, администрации) и наших учителей. Несмотря на это, считаю, что у наших учителей имеется огромный потенциал, у нас много молодых учителей, которые еще смогут показать себя, и на областном, и на республиканском уровнях. А мы, учителя со стажем, окажем вам методическую поддержку.
Наша развивающаяся республика, всё более уверенно заявляющая о себе на международном уровне, ставит задачу - формирование конкурентоспособной личности, готовой не только жить в меняющихся социальных и экономических условиях, но и активно влиять на существующую действительность, изменяя ее к лучшему. В связи с этим, мы, учителя, выполняя заказ общества, должны в стенах школы подготовить выпускника с набором таких качеств как - креативность, социальная ответственность, обладание развитым интеллектом, высокий уровень профессиональной грамотности, устойчивая мотивация познавательной деятельности. Переход на обновление содержания образования предъявляет новые требования к работе в рамках компетентностного подхода к образованию, обеспечение педагогов здоровьесберегающими технологиями, формирование готовности работать в условиях возросшей индивидуализации образовательного процесса. Обновление структуры образования заключается в преодолении традиционного репродуктивного стиля обучения и переход к новой развивающей, конструктивной модели образования, обеспечивающей познавательную активность и самостоятельность мышления школьников.
-Как это происходит у нас на практике, посмотрим по выступлениям МО.
(Выступления и презентации МО)
На педсовете принято решение:
1.1. Всем учителям тщательно изучить содержание обновленного ГОСО среднего общего образования, и обеспечивать внедрение новых методов по изменению программного и методического обеспечения образовательного процесса, а также целей и способов педагогической деятельности.
2.Усилить личностную направленность образования и применение новых подходов в составлении ДСП, ССП, КСП.
3.Школьному координатору Хиджуровой С. Х. систематически. организовывать цикл обучающих семинаров и занятий по критериальному оцениванию и составлению критериев и дискрипторов к заданиям.
4.Для поэтапного внедрения обновления содержания образования в среде педагогов школы ответственным назначить зам.директора, координатора Хиджурову С.Х.
Педсовет
1.Роль учителя в реализации обновлённого содержания образования. Доклад замдир Хиджуровой С. Х.
2.Рук МО (Роженко Л. И., Янгуй Р. Н., Машанло С. Д., Калабаева Л. И., Конокбаева Л. И)- лаконичные сообщения в виде электронных презентаций (продолжительностью 10 минут) о педагогических инновациях и опыте использования их в практической деятельности (внедрение критериальной системы оценивани
обновлённого содержания образования»
Слайд 1. 21 век – век информационных технологий, век, который вносит свои коррективы в процесс образования школьников. Стратегические ориентиры развития образования определены Президентом Республики Казахстан Н.А. Назарбаевым в Послании народу Казахстана «Нұрлыжол – путь в будущее» и находят свое воплощение в рамках обновления содержания среднего образования Республики Казахстан.
(Слайд 2,3,4- высказывания известных педагогов и…..)
Слайд 5. Глобальный контекст обновления содержания образования
Современный человек за 1 месяц получает и обрабатывает столько же информации, сколько человек XVII века за всю жизнь
Информация в мире удваивается каждые 2 года, что делает невозможным и бесполезным простое ее заучивание
Передовые экономики требуют смены целей образования от «человека знающего» - к «человеку, способному творчески мыслить, действовать, саморазвиваться».
В 80-е годы ХХ века ведущие страны мира начали переход от знаниецентризма к практико-ориентированному образованию
Технологический и информационный 21 век нуждается в нравственно-духовном просвещении детей и молодежи
Слайд 6. Система образования Казахстана и стандарты ОЭСР
№ Показатель В среднем по ОЭСР Казахстан
1. Концепция школьного обучения Во всех странах ОЭСР - компетентностная Знаниевая
2. Структура образования В 23 странах ОЭСР обучаются 12 лет, в 8 -13 лет, 2 - 14 лет 11 лет
3. По результатам PISA 2012 доля учащихся, не достигших 2-го уровня сложности По чтению – 18%, математике – 23%, естествознанию – 17,8% По чтению – 57%, математике – 45%, естествознанию – 42%
4. Децентрализованное управление вузов 24 из 34 стран (70%) Только в Назарбаев Университете
5. Развитая практика эндаумент-фондов в вузах 4 из 34 стран Только в Назарбаев Университете
6. Внедрение подушевого финансирования Во всех странах ОЭСР применяется ПФ Апробация в 63 школах, в 5 областях республики
7. Расходы на образование 2015 г. 5,6% от ВВП 3,6% от ВВП
Слайд 7. Исходя из всего вышесказанного в 2016 году во все общеобразовательные школы Казахстана была внедрена система обновленного содержания образования.
Цель программы:
Развитие навыков поиска, анализа и интерпретации информации соответсвенно возрастным возможностям как основы для эффективной организации индивидуальной и командной работы;
Формирование пропедевтических знаний о человеке, природе и обществе;
Развитие духовно-нравственных ценностей;
Развитие коммуникативных навыков учащихся;
Формирование функциональных навыков обучения: слушать, говорить, читать, писать, логично излагать свои мысли, устанавливать причинно-следственные связи.
Слайд 8. Содержательным отличием обновленных учебных программ является:
– принцип спиральности при проектировании содержания предмета, то есть постепенного наращивания знаний и умений усложнение навыков по темам и по классам);
– иерархия целей обучения по таксономии Блума, основанная на закономерностях познания;
– педагогическое целеполагание на протяжении всего курса обучения, что позволяет максимально учесть внутрипредметные связи;
– наличие «сквозных тем» между предметами как внутри одной образовательной области, так и при реализации межпредметных связей;
– соответствие содержания разделов и предложенных тем запросам времени, акцент на формирование социальных навыков;
– технологизация учебного процесса в форме долгосрочных, среднесрочных и краткосрочных планов.
Слайд 10 . Ключевыми особенностями спиральной образовательной программы на основе работы Брунера являются:
•-ученик пересматривает тему несколько раз в течение всей своей
школьной карьеры;
•-сложность темы возрастает с каждым повторением;
•-новое обучение имеет отношение к старому обучению и рассматривается в контексте со старой информацией.
Преимущества, приписываемые спиральной образовательной программе ее разработчиками:
•-информация повторяется и запоминается каждый раз, когда ученик повторяет предмет;
•-спиральная образовательная программа также позволяет логический переход от упрощенных идей до сложных;
•-ученики могут применять знания к последующим целям курса.
Слайд 11. Основные документы, которыми должен руководствоваться учитель при планировании:
1.Учебная программа
2.ДСП, ССП, КСП
3.Руководство по КО
Ожидаемые результаты обучения конкретизируются в целях обучения по каждому разделу.
Между долгосрочными, среднесрочными и краткосрочными планами существует очень тесная взаимосвязь.
Слайд 12. Реальное внедрение обновления содержания образования во многом зависит от готовности учителя к их воплощению, от качественной подготовки педагогических и управленческих кадров. Одна из главных составляющих обновления образования, без которой немыслимо их успешное внедрение в школу, это подготовка кадров. Учитель – центральная фигура современной школы. Он:
•креативный;
•владеющий современными образовательными технологиями;
•эффективно взаимодействующий с семьями учащихся;
•открытый новшествам;
•мотивированный на работу с детьми;
•способный к личностному и профессиональному развитию. (Вот те качества, которые должны быть у вас, мои уважаемые коллеги, при работе по обновленной программе образования)
Изменения в сфере технологий, коммуникаций и науки предъявляют современные требования и к учителям, которые должны понимать свою роль в процессах обновления содержания образования и обеспечивать внедрение новых методов. В 12-летней школе педагогам новой формации необходимо научить детей думать, развивать личность, способную жить в динамично развивающейся среде. Учитель больше не источник информации, учитель уже не должен стоять и пересказывать репродуктивно материал и требовать того же самого от ученика. Ученик должен постоянно для себя делать как бы маленькие открытия. Это и есть творческий подход к обучению. Главная задача учителя– научить детей учиться. Помочь ребенку стать гармоничноразвитой, конкурентноспособной личностью.
Слайд 13. Я убедилась, что сегодня учитель должен быть не только источником знаний, но и активным участником учебного процесса. Вовлечь каждого ребёнка в процесс обучения, суметь выслушать его, сделать его своим ассистентом, посмотреть глазами ученика на волнующую его проблему – вот задача учителя. Новое время потребовало от учителя владения современными активными технологиями и активного применения их на уроках. Сегодняшний ученик хорошо владеет компьютером, разбирается в технике. А наша задача направить их умения в нужное русло, подсказать, как добыть знания, заинтересовать, добиться, чтобы их глаза загорелись интересом к познанию.
Акцент делается не на полученные знания, а на процесс их применения.
Слайд 14. В современной школе всегда была и остаётся миссия — воспитание и обучение «Будущего страны» и «Будущего нации». Об истинности этих слов, можно судить по одному основному факту: если учитывать, что у ребёнка в стенах школы проходят основные Этапы жизни: детство, отрочество, здесь же он вступает на порог юности. Ещё мы можем утверждать, что он проходит «школу жизни». Сейчас современная школа обновлённая и полиязычная, многофункциональная, конкурентоспособная, благодаря принятой программе перехода казахстанских школ на 12-летнее обучение и начавшегося эксперимента по коренному обновлению стандарта обучения
Учитель должен выступать не как единственный источник знаний, а как организатор активной учебно-познавательной деятельности самих учащихся.
В условиях обновления содержания школьного образования меняются формы и методы организации обучения учебного предмета. Процесс обучения предмета имеет следующие особенности: ученику не даются знания в готовом виде, а знания добываются учащимся самостоятельно, через организованную учителем коллаборативную среду, поисковую деятельность.
Учебный процесс организуется по спиральной системе, где ученик с каждым разом имеет возможность расширить и углубить свои познания. Согласно требованиям PISA большое внимание уделяется пониманию текста и грамотности чтения. Современный урок представляет собой следующее:
1.Открытие истины, поиск истины и ее осмысление.
2.Формирование поведенческих привычек, таких как приветствие, взаимное внимание, доброжелательность, этикет.
3.Свободный урок, признать человека как наивысшую ценность, предоставить свободу для индивидуального развития
4.Создание ситуации успеха, субъективное переживание человеком личных достижений.
5.Полоролевое (гендерное) воспитание.
6.Организация групповой деятельности.
7.7.Благоприятная психологическая атмосфера урока.
Слайд 15. Хорошая школа — это школа педагогического мастерства, которая славится педагогами — мастерами «своего дела» и прекрасными выпускниками. Помните, как говорил Элвин Тоффлер, «безграмотными в 21 веке будут не те, кто не умеет читать и писать, а те, кто не умеет учиться, разучиваться и переучиваться». Отличительными чертами педагога, который стремится достичь мастерства, являются постоянное самосовершенствование, самокритичность, эрудиция и высокая культура труда. Поэтому профессиональный рост учителя невозможен без самообразовательной потребности.
Слайд 16. Сегодня общество предъявляет к учителю высокие требования. В современном мире происходят изменения, которые требуют изменений и от учителя. Поэтому он должен идти в ногу со временем. А для этого учителю надо учиться. У настоящего учителя всегда много вопросов, на которые он ищет ответы и таким образом двигается вперед.
Слайд 17. Настоящий учитель живет своей работой! Невозможно научить кого-то любить, если сам не любишь; невозможно научить кого-то учиться, если сам не учишься, не повышаешь свое мастерство; невозможно научить кого-то открывать в себе таланты, если сам в себе их никогда не искал! Такой человек точно знает, чтобы быть настоящим учителем, необходимо развиваться самому, искать активные формы и методы обучения, идти в ногу со временем.
Слайд 18. Не должна оставаться в стороне и работа по экспертно-консультационному сопровождению, где систематически оказывается поддержка педагогическим и образовательным инициативам, проектам, авторским программам и т. д. Другими словами, это – мероприятия, обеспечивающие, в первую очередь, мотивацию повышения профессионального мастерства педагогов, их активность в педагогической деятельности, стремление к позитивным изменениям в школьном пространстве. За годы существования нашей школы, а это уже около 25 лет, нашими учителями были выпущены 3 авторские программы, которые были признаны лучшими на областном уровне. Думаю, все со мной согласятся, что это очень маленькая часть для такого большого коллектива, и в этом есть вина (в первую очередь, администрации) и наших учителей. Несмотря на это, считаю, что у наших учителей имеется огромный потенциал, у нас много молодых учителей, которые еще смогут показать себя, и на областном, и на республиканском уровнях. А мы, учителя со стажем, окажем вам методическую поддержку.
Наша развивающаяся республика, всё более уверенно заявляющая о себе на международном уровне, ставит задачу - формирование конкурентоспособной личности, готовой не только жить в меняющихся социальных и экономических условиях, но и активно влиять на существующую действительность, изменяя ее к лучшему. В связи с этим, мы, учителя, выполняя заказ общества, должны в стенах школы подготовить выпускника с набором таких качеств как - креативность, социальная ответственность, обладание развитым интеллектом, высокий уровень профессиональной грамотности, устойчивая мотивация познавательной деятельности. Переход на обновление содержания образования предъявляет новые требования к работе в рамках компетентностного подхода к образованию, обеспечение педагогов здоровьесберегающими технологиями, формирование готовности работать в условиях возросшей индивидуализации образовательного процесса. Обновление структуры образования заключается в преодолении традиционного репродуктивного стиля обучения и переход к новой развивающей, конструктивной модели образования, обеспечивающей познавательную активность и самостоятельность мышления школьников.
-Как это происходит у нас на практике, посмотрим по выступлениям МО.
(Выступления и презентации МО)
На педсовете принято решение:
1.1. Всем учителям тщательно изучить содержание обновленного ГОСО среднего общего образования, и обеспечивать внедрение новых методов по изменению программного и методического обеспечения образовательного процесса, а также целей и способов педагогической деятельности.
2.Усилить личностную направленность образования и применение новых подходов в составлении ДСП, ССП, КСП.
3.Школьному координатору Хиджуровой С. Х. систематически. организовывать цикл обучающих семинаров и занятий по критериальному оцениванию и составлению критериев и дискрипторов к заданиям.
4.Для поэтапного внедрения обновления содержания образования в среде педагогов школы ответственным назначить зам.директора, координатора Хиджурову С.Х.
Педсовет
1.Роль учителя в реализации обновлённого содержания образования. Доклад замдир Хиджуровой С. Х.
2.Рук МО (Роженко Л. И., Янгуй Р. Н., Машанло С. Д., Калабаева Л. И., Конокбаева Л. И)- лаконичные сообщения в виде электронных презентаций (продолжительностью 10 минут) о педагогических инновациях и опыте использования их в практической деятельности (внедрение критериальной системы оценивани